Вы находитесь: Главная > Материалы > Муранское стекло в интерьере

Муранское стекло в интерьере

Муранское стекло

«Пробуждение» муранского стекла

Для начала XX века характерны «революционные ситуации» во многих сферах человеческой жизни. В том числе и в искусстве. И именно в начале века «очнулось ото сна» муранское стекло. Эта «спящая красавица» словно ждала поцелуя прекрасного принца, чтобы вновь начать поражать своей красотой и изысканностью. Правда, в данном случае приходится говорить о нескольких «принцах».

Установить точную дату «пробуждения», конечно, невозможно. Но можно предположить, что толчок к этому был дан на первых Венецианских биеннале, проводившихся с 1895 года. Наряду с вполне официальным, достаточно эклектичным искусством и «остаточной» данью академической классике на них в это время выставлялись новаторские и откровенно авангардные работы, создававшиеся в центрах европейской культуры. Павильоны на биеннале оформлялись как интерьеры отдельных комнат — приёмных, читален, гостиных, курительных и т.д. Там и находил себе место прогрессивный предметный дизайн, вызывавший живейший интерес в артистической среде.

Венецианская биеннале

Одним из художников, захваченных новыми тенденциями модерна в прикладном и декоративном искусстве, был Витторио Зеччин. Его живописная стилистика, напоминавшая немного манерную мозаичность полотен Густава Климта, происходила из его успешных опытов с настоящими стеклянными мозаиками, известными под названием «муррине». Стекло покорило Витторио Зеччина. Он начал работать и над сериями миниатюрной стеклянной скульптуры, покрытой цветной глазурью, и над разнообразными сосудами (в основном вазами), возвращаясь в своих работах к лучшим образцам «золотого века» муранского стекла. Интересно, что формы своих изделий он часто черпал из живописных полотен мастеров XVI и XVII веков. Так, прекрасная ваза «Веронезе» обязана своим появлением картине Паоло Веронезе «Благовещение» — внимательный взгляд уловил совершенную форму сосуда, помещённого художником за спиной Марии. Вдохновляло Зеччина и предметное насыщение интерьеров, характерных для бытовой живописи фламандской и немецкой школ. Эти в полном смысле слова классические черты — от вернувшихся лёгкости и прозрачности материала до характерных точёных форм — вызвали огромный интерес на выставках в Италии и дальше по всему миру, положив начало настоящему ренессансу муранского стекла.

Основатель фирмы Venini Паоло Венини

Паоло Венини

Большой вклад в возрождение стекольного дела в Венеции внёс Паоло Венини, основавший в 1921 году знаменитую фирму Venini. Её главной отличительной чертой (и причиной успеха) стала политика «открытости». Веками ремесло муранских мастеров принципиально находилось в творческой изоляции. Островное положение Мурано проявлялось не только в его географии, но и в закостеневших традициях, замешанных на обязательном «секрете мастерства» и неизменных технологических методах. Все эти пережитки не позволяли производству прогрессировать в бурном XX веке. Венини «открыл двери» в мастерские Мурано молодым художникам и дизайнерам. Это было как порыв свежего ветра, и уже первые изделия, вышедшие из обновлённых мастерских, поразили и специалистов, и широкую публику классической лаконичностью и современным видением пластики стекла. После усложнённых псевдобарочных подражаний и перегруженных вычурностью образцов позднего модерна то, что делал Паоло Венини, казалось настоящим переворотом в стеклоделии. Недаром знаменитый архитектор и дизайнер Джио Понти отмечал: «Современный Мурано начался с Венини». Иго дизайн смело соединял в одном предмете различные технологии, демонстрируя поистине необъятные возможности старых приёмов в условиях более совершенного производства.

Venini

Творчество Паоло Венини разрешило противоречие между традицией и новаторством, попросту доказав, что никакого противоречия не существует: то, что на самом деле есть,— это взаимное влияние исторической культуры с одной стороны и современного вкуса, моды, стиля — с другой. И значит, можно создавать нечто новое на основе старого опыта, избегая при этом неуклюжих имитаций и бессмысленных подражаний. Это не было предательством по отношению к ремеслу — это была единственно правильная дорога к золотой середине «между прошлым и будущим».

Муранское стекло Наполеона Мартинуцци

Наполеон Мартинуцци

Ещё одним «принцем» в истории муранского стекла стал Наполеон Мартинуцци — дизайнер, привнёсший в стеклянные изделия элементы современной скульптуры. Используя отработанную веками фантастическую пластичность материала, он создавал не просто предметы, но скульптурные композиции, смело изменяя традиционные формы деталей и вводя неожиданные элементы — цветные «пузырьки», выраставшие на гладких поверхностях, ленты, смешные «отростки», превращавшие вазы и блюда в ощетинившихся «ёжиков». Такой авторитет, как представительница старейшей венецианской фирмы Роза Баровиер, отмечает, что «стиль двадцатого века был окончательно введён в муранское стекло Наполеоном Мартинуцци, наиболее влиятельным художником в мастерских острова в тридцатые годы».

Муранское стекло и классики современного дизайна

Благодаря ренессансу муранского стекла в XX веке к предметному «стеклянному дизайну» стали обращаться не только потомственные стеклоделы, но и дизайнеры, архитекторы, декораторы с мировым именем. Видимо, дело в том, что пластические, технологические, цветовые возможности изделий позволяют экспрессивно и точно выразить любую, даже самую смелую авторскую мысль.

Всё это не могло не привлечь внимание такого человека, как Джио Понти — интереснейшего дизайнера и архитектора. В последнем качестве он стал широко известен лишь в середине сороковых годов, а в начале творческой карьеры его имя связывали в основном с декоративным искусством и предметным дизайном.

Провозглашённый им принцип-призыв «Давайте сделаем что-нибудь очень красивое!» с блеском реализовался в муранском стекле. В его специфических работах нашли своё отражение декоративность и орнаментальность, столь присущие творчеству Понти вообще (за что его даже критиковали не только оппоненты, но и поклонники). Мастер великолепно использует две самые известные «ипостаси» знаменитого стекла — прозрачность и богатство красок. Чистые бирюзовые, красные, зелёные, ультрамариновые тона так же, как чёрно-белая «стеклянная графика», были характерны для его ваз, кувшинов, ламп-канделябров, витражей из муранского стекла.

Дизайнер Вико Маджистретти

Вико Маджистретти — ещё один «столп» современного итальянского и мирового дизайна — тоже не обошёл в своём творчестве вниманием тему Мурано. В своих произведениях он, в отличие от экспрессивного Понти, не только основывается на традиции, но и открывает новые возможности. Работам Маджистретти для фирм Venini и Artemide присущ характерный для современного дизайна «элегантный минимализм» — когда эффект достигается за счёт тщательно выверенных немногочисленных деталей и чёткого точечного акцента.

Алессандро Мендини

То, что традиционное ремесло стеклодувов может иметь развитие в современном дизайне, доказывает в своём творчестве и знаменитый практик и теоретик Алессандро Мендини. Еще в 70-х годах он утверждал, что «разрешение кризиса архитектурного языка» лежит в предметном дизайне. В поисках нового он придумывал довольно радикальные вещи — такие, как «Невыпиваемая чаша», абсолютно не предназначенная для питья, принимал активное участие в деятельности группы Alchimia, члены которой создавали откровенно насмешливую, ироничную мебель, и в то же время разрабатывал совершенно конкретные, вполне применимые предметы, в том числе и в муранском стекле. Его вазы и традиционно романтичны, и лаконично современны, а коллекция светильников для Venini сочетает в себе космические фантазии и старинные технологии. Но и сейчас Мендини отдаёт должное «чистому дизайну». Подтверждением тому служит его последняя модель для фирмы Biazza: внушительная кисть руки, покрытая традиционной венецианской золотой мозаикой.

Terzani Жан Франк Кроше

Сегодняшний день муранского стекла

Сегодня Ренессанс муранского стекла продолжается. Его история уже неотделима от истории современного дизайна. Меняются поколения, возникают новые имена, но связь времён не прерывается. Так, в сравнительно молодой итальянской фирме Arcade одним из ведущих художников работает внучка Паоло Венини, создавая оригинальные коллекции, в которых исторически прекрасное стекло соединяется со сверхмодным блестящим металлом. Уже упоминавшаяся фирма Biazza развивает глубокие традиции венецианской мозаики на основе компьютерных технологий и в то же время уделяет внимание миниатюрной стеклянной, скульптуре и предмету-символу ремесла — вазе. Ведущий художник Terzani Жан Франк Кроше в дизайне своих неповторимых светильников также использует опаловое муранское стекло. «Это самое лучшее, что можно найти в Италии и в мире»,— так он объясняет свой выбор. Созданная в 1990 году группа Colombo Design производит милые дверные и оконные ручки в виде полупрозрачных цветных капель из этого столь популярного материала. Даже, казалось бы, совершенно «мебельные» фирмы не упускают возможности «пообщаться» с муранским стеклом. Например, ежегодный эксклюзивный каталог фирмы Zanotta, посвящённый изделиям ограниченных серий, наряду с предметами мебели обязательно включает «стеклянный дизайн» (в основном по рисункам Давида Палтерера). А фирма Movi соединила современные интерпретации темы итальянской мозаики с мебельным дизайном — модное сочетание матового стекла и дерева построено на применении «муранских» витражей. Открываются новые мастерские и на самом знаменитом острове — в 1990 году начала работу Linea Vetro, явно впитавшая всё лучшее, чем он славен. Дизайн Джованни и Симоны Ченедезе традиционен и нов одновременно, в их коллекциях отдаётся дань почти всем техникам, принёсшим в своё время известность муранским мастерам. Продолжают активную деятельность и столь заслуженные фирмы, как почтенная Barovier & Toso, отсчитывающая свой восьмой век, и знаменитая Venini.

Венецианское стекло

Жизнь венецианского стекла продолжается. Совершенствуются старые и рождаются новые технологии. В мастерских Большой Венеции и на маленьком острове Мурано по-прежнему работают небольшие мастерские и крупные современные производства, лучшие дизайнерские умы находят всё новые и новые возможности для использования стекла в предметном дизайне. А в бесчисленных лавочках вдоль бесконечных улиц-каналов самого необычного города мира как раньше продают нитки фантастических муранских бус, и женихи покупают их в подарок невестам. А значит, снова и снова кто-то открывает для себя эту сказку — сказку острова Мурано.

Понравилась статья? Подпишитесь на обновления или поделитесь ссылкой в соц. сетях.

Похожие записи:

Tags: ,

Оставить отзыв к статье: